kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Над пропастью во ржи

Не так давно уважаемый andrey_perla открыл дискуссию в своем журнале о сравнительной специфике американского и русского образования, куда я тоже влез.
Было рассказано, к примеру, как американские школьники заполняют реальные налоговые формы на уроках «математики», делают постеры и листовки для общественной кампании на «социологии» и т.п. (лучше прочесть целиком по ссылке, интересно).
И вот, на днях читаю «Сумерки просвещения» и, к своему изумлению обнаруживаю, что комментировал практически словами Розанова (точно – не читал ранее!):
ГОМЕР СИМПСОН:
(Учителя интересует лишь) «содержание, которое усваивается (учеником), его ценность, необходимость для жизни, полновесность… Собственно ум образуемый, человек воспитываемый здесь пренебрежен: как бы предполагается, что его нельзя, или не следует, или не стоит воспитывать. Важно ЧТО он понесет с собою; КТО он – это не существенно.

(Прошедшие такое образование) – «почти приятные люди … Пока вы ничем особенно не заняты, все это, попутное хорошо, и оно начинает несколько мешать только тогда, когда вы озабочены, встревожены, когда вам нужно сказать слово, которое было бы непременно понято, или выслушать от другого что-нибудь очень нужное; наконец, когда вам предстоит что-нибудь сделать»

(И в итоге) – «Он не ИЗОЩРЕН, не ОРГАНИЗОВАН; он слаб, собственно бессилен, и вот отчего не ищет, не выбирает, но пассивно передвигает ноги… Он – жалкий человек, он – презренный человек, конечно, в серьезном смысле этого слова, конечно, в отношении только серьезных целей».

«Младенец с опытностью старца; точнее – младенец, подсмотревший все, что делает его дед, и только не понявший, но этому подражающий – вот определение такого человека.»

«СОВОК»:
(Учитель, обучая его) «…НЕ ИМЕЕТ ВВИДУ НАУЧИТЬ ПОЛЕЗНОМУ, НУЖНОМУ, но только изощрит ум настолько, чтобы он уже навсегда мог сам разбираться в полезном и бесполезном, побочном и существенном».

(И в итоге) «Это – умные люди, не пустые, не обогащенные в знании, но изощренные в способностях своих».

«Почти не нужно объяснять, что оно только и есть образование».

Очевидно – дискуссия древняя. И очевидно – выбор Америки был сознательный и обдуманный: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments