kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Categories:

ЕО Воображаясь героиней

Продолжаю комментировать «Евгений Онегин»
ГДЕ НАХОЖУСЬ: Десятая строфа третьей главы. Продолжение описания любовных страданий Татьяны
ТЕКСТ:
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя...
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
«героиней» (тв. пад.) ...Дельфиной (тв. пад). Чтобы «героиня» правильно рифмовалось с «Дельфиной», пришлось изменить окончание творительного падежа, требующегося после «воображаясь», и написать недопустимое по-русски «героиной».

Дельфиной. Если обветшавших «Вертера» и «Юлию» все-таки можно читать и сегодня—по крайней мере, с определенными научными целями, — то произведение мадам де Сталь «Дельфина» (1802) просто невыносимо
… Дельфина д'Альбемар, овдовев в двадцать один год, поглощена своей любовной историей, происходящей в 1790—92 гг. Ее обожатель — женатый человек по имени Леоне де Мондовиль, но в конце концов она от него отказывается, ощущая моральный долг перед его женой. Когда Дельфина болеет, он стоит у ее постели, «ухватившись за столбики ее кровати в состоянии ужаса еще большего, нежели испытьюаемый его подругой» (ч. IV, письмо IV). Немыслимые кипучие страсти бушуют в ч. IV, письме XIX (от Дельфины к мадам де Лебенсей): «... я бросилась к ногам Леонса... он... отнес меня на софу, недвижно замерев у моих ног» и т.п. Как художник Сталь полностью лишена чутья: «Матильда! — вскричала я, сжимая ее воздетые к небу руки» (ч. IV, письмо XXXIV).

ПИСАРЕВ
Онегин во все продолжение романа был у Лариных три раза . В первый раз тогда , когда Ленский его представил и когда их угощали вареньем и брусничною водою . Во второй раз тогда , когда он получил письмо Татьяны .
И в третий раз на именинах Татьяны .
Значит , до именин было только два визита . Значит , Татьяна влюбилась в Онегина сразу и решилась к нему написать письмо , проникнутая самою страшною нежностью , видевши его всего один раз . ...

Знакомство было , очевидно , самое поверхностное , когда Онегин даже не знает , “ которая Татьяна” . Легко может быть , что Онегин не сказал с Татьяною ни одного слова ; это обстоятельство тем более правдоподобно , что Ленский называет Татьяну молчаливой ; по всей вероятности , разговором владела постоянно старуха Ларина ;

...А в разговоре с простою старухой он ,очевидно , не мог высказать ничего замечательного , что оправдывало бы или Объясняло бы возникновение внезапного и страстного чувства в душе умной и рассудительной девушки .

МОИ ИНСИНУАЦИИ:

«Шепчет наизусть письмо». Вот значит, как оно родилось, знаменитое – оказывается не в порыве страсти, внезапно, не подбирая слов, не тогда:
«…И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну...
Вдруг мысль в уме ее родилась...
«Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь…»

А загодя сочинилось. О чем же тогда ночью «родилась мысль»? Разрешить, наконец, любовные терзания, «объясниться»? Разумеется. Но не в меньшей степени – прекратить терзания письмом, которое все шепчет, шепчет, шепчет, шепчет, шепчет НАИЗУСТЬ несчастная девица. Как некоторые по 3-4-5 часов моют руки, все возвращаясь и возвращаясь к умывальнику… Последней крупицей воли решилась - отправить вконец измучившее письмо – и тем прекратить мучения, только не любовные, а иные. Опять – не только жизнь, но и «литература», сочинительство, творчество.

В любом случае эта строфа не может не изменить наш взгляд на знаменитое письмо. «С книгой бродит, Она в ней ищет и находит …себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть…» И даже без перевода на русский потом -переписывает. Представьте себе тургеневскую девушку за этим занятием – скандал!

Такова Татьяна – и такова правда жизни выраженная Пушкиным. Разве могло быть иначе? Воспитанная на «сериалах», живущая в глуши, замкнутая девушка – от чего ей быть иной? Но что произойдет с ней далее, как же станет она царицей покорившей высший свет!? О, в этом тоже есть правда жизни:

Вот путь Ольги Ильинской из “Обломова”: «С ней совершилось то, что совершается с мужчиной в двадцать пять лет при помощи двадцати пяти профессоров, библиотек, после шатанья по свету, иногда даже с помощью некоторой утраты нравственного аромата души, свежести мысли и волос, то есть она вступила в сферу сознания. Вступление это обошлось ей так дешево и легко».

Герцен: «Вообще женское развитие -тайна; все ничего, наряды да танцы, шаловливое злословие и чтение романов, глазки и слезы - и вдруг является гигантская воля, зрелая мысль, колоссальный ум» - вспомните героиню “Свадьбы Мюзери”! - тот же Танин путь.
Tags: ЕО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments