kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Логика

Все мы вынуждены порой маневрировать вокруг айсбергов обременительных соблазнов при помощи второго правила Декартова метода, с помощью примерно следующих цепочек рассуждений:
“Ты хочешь богатства? Оно достижимо. Но готов ли ты, ради него, заложить квартиру, пустить деньги в оборот и ежечасно рисковать всем своим достоянием?”
“Ты хочешь здоровья? Оно достижимо. Но готов ли ты, ради него, сменить образ жизни, а то и работу с местожительством?”
Переход к конкретике “цены вопроса” как правило отрезвляет человека и изгоняет похоть из его души.

Путь этот прост, но в то же время - опасен. Дело в том, что житейская проблема препарированная нашим анализом не есть ее точный образ, что пытаясь ее решить исключительно путем рацио мы непозволительным образом огрубляем действительность, оказываемся в упрощенном, облегченном, ненастоящем мире, из которого изгнано нечто неуловимое, нежное, ибо "сумма нашего бытия никогда не делится на логику без остатка, но всегда остается какая-нибудь удивительная дробь" (Гете).


В 70-е годы были проведены знаменитые эксперименты С. Милгрэма. Внешне они представляли из себя исследование влияния наказаний на успешность обучения и состояли в том, что человеку, выступающему в роли “учителя”, предлагалось наказывать ошибки “ученика” электрошоком нарастающей мощности. Подлинная же суть эксперимента заключалось в другом, а именно - в выяснении: до каких пределов может дойти испытуемый (“учитель”) причиняя боль “ученику” (его роль и его “страдания”, разумеется, разыгрывал актер).

Выяснилось, что лишь немногие из исследуемых сочли для себя неприемлемым продолжать эксперимент после первых признаков страданий “ученика”, основная же масса - так увлеклась технической стороной опыта и желанием добиться в нем успеха, что продолжали свое “исследование” несмотря даже на отчаянные крики жертвы.

По Милгрэму, в основе выявившейся нравственной слепоты испытуемых лежало то, что они не восприняли экспериментальную ситуацию как ситуацию морального выбора. Мораль (“нечто неуловимое, нежное”) оказалась для них на какое то время “за скобками”, ее, докучливую, не включили в “цену вопроса” - и сразу же последовала потеря лица, личностный крах, моральная катастрофа.

Вот характерная запись из журнала исследования: «Один из испытуемых пришел в лабораторию уверенный в себе, улыбающийся - солидный деловой человек. Через 20 минут он превратился в тряпку - бормочущий, судорожно дергающийся, быстро приближающийся к нервному припадку. Он все время дергал себя за мочку уха и заламывал руки. В один из моментов он закрыл лицо руками и простонал: “Боже мой, когда же это кончится!” Но продолжал подчиняться каждому слову экспериментатора и так дошел до конца шкалы напряжения».


Чудаки - мы отправляемся покорять мир с помощью силлогизмов, но -“ мужик умен, да мир дурак” - мир таков, что все наши хитрые логические построения разбиваются даже от простого соседства с тривиальными жизненными истинами.

Именно это произошло с Раскольниковым. Он, страшным усилием, почти в беспамятстве, сжал метафизику до вопроса схемы, “цены”, заплатил ее, но был тут же разорван в клочья вырвавшемся из тисков логики простым - “Не убий”, который он просто “зевнул”, как неловкий шахматист своего короля: «Началось мистическое взаимодействие между убившим, убитою и всеми окружающими людьми... Он переступил по другую сторону чего-то, ушел от всех людей, кажется - туда, где с ним одна убитая старушонка... Кажется, все отношения между убившим и убитою кончены, - между тем они продолжаются; кажется, все отношения между ним и окружающими людьми сохранены и лишь изменены несколько, - между тем они прерваны совершенно». - пишет в “Легенде о Великом Инквизиторе” Розанов.

...Нужно - чуть только почуял, что жизнь вышла из мелкотемья, что началось нечто странное с тобой, с окружающими - нужно немедленно сказать себе: “То, что происходит - не рутина, которую можно прожить на “автопилоте”, а момент моего выбора, момент истины, и пройти его нужно человечьим путем, оживив в себе все лучшее - доброту, сострадание, щедрость. Только так, живя осознанно хотя бы временами, мы сможем избежать разрушающих душу ловушек.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments