"...Видно, что и Крым, и Севастополь развиваются, меняются, растут над собой, но происходит это в ужасных муках роста. Не в последнюю степень благодаря специфическим настроениям местных. 90% всех людей здесь в той или иной степени сопротивляются любым изменениям. От таксистов до писателей земли русской – все хотят, чтобы им оставили их собственные Крым и Севастополь, «без вот этого всего московского», но чтобы жить стало лучше. Как? А как хотите, мол, так и делайте. Тут, в Крыму я впервые вживую и вблизи увидал реальную психологию того, что принято называть малым и средним бизнесом. Этим людям тут не нужен прогресс, цивилизация, эстетика. Минимум вложений и максимум отдачи. Поэтому к черту отели, городскую среду и «ваше московское это всё». Есть сараюшка, куда можно поселить людей, есть шашлычная, есть сарай-кафе на набережной – уже хорошо. Меняться? Делаться лучше? Да ну вас к Богу в рай! Мы всегда так жили, а теперь нас пытаются «сломать». Конечно, не без исключений. Но присмотришься – и тут не малый бизнес. Тут или серьезный предприниматель из Москвы или Питера, или государство.
А теперь вот какой вираж. Почти все тут недовольны местной властью. В разной степени и в разных аспектах. Но у всех есть запрос на «федералов», которые, наконец, должны взяться за дело. Это самое удивительное, что я тут открыл. С одной стороны, не трогайте нас, мы тут всегда так жили. С другой – придите и сверните нам всем тут шею, потому что мы никак в XXI век не въедем. Лишь отчасти такие настроения можно объяснить тем, что тут и правда хвост 1990-х отрубают постепенно и при этом не очень торопливо. Куда эффективнее, в том числе, с точки зрения общественных настроений, была бы трехлетняя преисподняя, после которой уже можно всё остальное делать медленно. А так-то 7 лет прошло уже… Но, повторюсь, это лишь отчасти.
А по большому счету это и делает Крым Россией. В том числе, сейчас. Кто бы на что ни жаловался по мелочам, в нашей цивилизации существует капитальный и многовековой запрос на монопольное государственное насилие. Насилие не только в плане охраны правопорядка и судебно-юридического принуждения, но и в плане насаждения культуры, цивилизации и эстетики. На государстве лежит обязанность принуждать всех развиваться и строить цивилизацию дальше, менять «шанхаи» на городскую среду, привычный заработок на высокотехнологичные рабочие места, заставлять каждый день становиться лучше, даже если это кажется сейчас невыгодным. И такой запрос в русском человеке прекрасно уживается с жаждой воли и самодеятельным трудом. Конфликт двух умонастроений возникает лишь тогда, когда государство выполняет свою главнейшую роль недостаточно грамотно и технично".