Top.Mail.Ru
? ?

Шаламов как писатель

Пытаюсь читать Шаламова без скидок на его судьбу и страдания, как обычного писателя, ведь скоро 100 лет эпохе. Увы, "без страданий" это не проза, это хайп в самиздате, как не кощунственно это звучит. "Колымские рассказы" не собрание баек как "Архипелаг ГУЛАГ" но и не "русская литература". Из всего корпуса рассказов джеклондонской мощи он достигает только в "Тифозном карантине" (рекомендую единственно его и "Очерки преступного мира") и вот в этом отрывке, который мне очень нравится (рассказ "Тайга золотая"):

"Я открываю глаза. С верхних нар свисает нога в изношенной до предела, но все же туфле, а не казенном ботинке. Грязный блатной мальчик возникает передо мной и говорит куда-то вверх томным голосом педераста.
– Скажи Валюше, – говорит он кому-то невидимому на верхних нарах, – что артистов привели…
Пауза. Потом хриплый голос сверху:
– Валюша спрашивает: кто они?
– Артисты из культбригады. Фокусник и два певца. Один певец харбинский.
Туфля зашевелилась и исчезла… Голос сверху сказал:
– Веди их.
Я продвинулся к краю нар. Три человека стояли под лампой: двое в бушлатах, один в вольной «москвичке». На лицах всех изображалось благоговение.
– Кто тут харбинский? – сказал голос.
– Это я, – почтительно ответил человек в бекеше.
– Валюша велит спеть что-нибудь.
– На русском? Французском? Итальянском? Английском? – спрашивал, вытягивая шею вверх, певец.
– Валюша сказал: на русском.
– А конвой? Можно негромко?
– Ничто… ничто… Вовсю валяй, как в Харбине.
Певец отошел и спел куплеты Тореадора. Холодный пар вылетал с каждым выдохом.
Тяжелое ворчание, и голос сверху:
– Валюша сказал: какую-нибудь песню.
Побледневший певец пел:
Шуми, золотая, шуми, золотая,
Моя золотая тайга,
Ой, вейтесь, дороги, одна и другая,
В раздольные наши края…
Голос сверху:
– Валюша сказал: хорошо.
Певец вздохнул облегченно. Мокрый от волнения лоб дымился и казался нимбом вокруг головы певца. Ладонью певец вытер пот, и нимб исчез.
– Ну, а теперь, – сказал голос, – снимай-ка свою «москвичку». Вот тебе сменка!
Сверху сбросили рваную телогрейку.
Певец молча снял «москвичку» и надел телогрейку.
– Иди теперь, – сказал голос сверху. – Валюша спать хочет.
Харбинский певец и его товарищи растаяли в барачном тумане".

Comments

чтобы иметь нормальную культуру надо иметь нормальную экономику на протяжении лет 60-80 хотя бы

чтобы 2-3е поколение вылезшее из грязи и жесткой борьбы за выживание могло создать что то значимое

а так с нашими передрягами имеем либо засилие каргокультианцев продающих нам перешитые западные обноски.
либо такие самородки на голубом глазу выдающие свои потуги за великие произведения...


только с этой точки зрения надо поддерживать текущую власть и уповать на развитие а перерастание проблем а не на революционные скачки отбрасывающие цивилазию на десятилетия назад.
И так как стабильность в ближайшие лет 200 не предвидится...
это объясняет почему американцы так себя ведут и бомбят все вокруг почем зря лишь заподозрив угрозу своим интересам...

чтобы избежать глобальной канастрофы надо им предложить приемлемый план сдувания как альтернативу жесткой посадки с глобальными последствиями на десятилетия...


а нам (России) нужно тянуть мирное время по максимуму и избегать крайних сценариев в которые мы вольно или невольно склонны сваливаться.
Да, как Сталин перед войной тянул, пакт заключал а его не понимали
Амвросий Амбруазович тоже так считал. Сначала материальное.
не знаком

но по факту культурный слой накапливается медленно
а смывается быстро...
Да-да. Только он не от сытости накапливается.
спокойствие (в виде отсутствия войн и прерванных поколений) и сытость это разные вещи

даже чтобы язык сформировался устоялся и развился требуется время
Никак не влияет отсутствие войн и революций, скорее наоборот. Великая французская литература возникла в период нескончаемых революций и кровопролитных войн. ВОСР породила всплеск искусства и литературы в России.
та революция изменила то что уже было но не дала ему начало

поищите культуру в африке или у аборигенов австралии...
вот с чем надо сравнивать а не растекаться в мечтах о том чт о великое само зародится как жизнь в тероиях Лысенко....
Выбегалло по своему был не глупый человек))
Профессор же, не спа.
Эстетствуете ?
На таком материале никто не сможет "эстетствовать"
Мороз лютует три дня подряд.
На трассе колымской костры горят.
Шумно греется у огня
Чумазая шоферня…

О, Колыма!
Край жестоких вьюг.
Здесь легче шагать,
Если рядом друг.

Когда в непогоду не видно вех
И стынет заглохший мотор,
Здесь говорят:
"Костёр — человек", —
Если греет костёр.

Здесь никогда не скажут: "Подлец".
Здесь скажут,
Как в сердце нож,
Слова беспощаднее, чем свинец:
"Лишних пять лет живёшь!"

...Усталые люди на пламя глядят.
Могучие "Татры" надрывно гудят.
Вцепились корнями в гранитный откос
Младшие сёстры российских берёз…
Владей моим сердцем,
Навеки владей,
Край жил золотых
И железных людей!
Сдирая с ушанки намёрзший снег,
Смотрю сквозь пламя на гребни гор
И повторяю: "Костёр — человек!
Жарче пылай, костёр!"

Анатолий Жигулин, 1960.

Edited at 2021-03-25 01:31 pm (UTC)
У Жигулина тоже книга была в перестройку напечатана. Только говорят он блатной в отличии от
Шаламов писал только на основе личного опыта, а Солженицын прибавил к таковому еще и свидетельства более 250 узников ГУЛАГа. Называть великую книгу, свалившую режим, сборником баек культурному человеку не комильфо.
Вообще-то, у "великой книги" есть подзаголовок "Опыт ХУДОЖЕСТВЕННОГО исследования".
Вообще-то источники "Архипелага" давно досконально изучены. Художественных произведений среди них нет.
Гений первого плевка.
Посредственности последнего дрочка не перевелись еще на Руси.
Так ведь и "Дядя Том" якобы свалившее рабство в америке - байки
"баек как "Архипелаг ГУЛАГ" но и не "русская литература" перед "но" зпт пропущена
"орфография и пунктуация автора")
понятно, "автор так видит" ;-)