

Поляки опять удивили: я думал будет сплошное нагнетание ненависти к русским, а фильм больше о поляках. О русских есть даже 5-секундный эпизод с конвоированием ими пленных немцев (см.фото) который способен навести непредубежденного зрителя на мысль, что русские во время войны занимались еще чем то помимо Катыни. И еще есть русский капитан в исполнении Гармаша, который ради глаз прекрасной панночки (традиция!) выдал ей всю правду о расстреле. Разумеется, с немцами нас нельзя и сравнивать: взгляните на фото - скромный Ганс, потупив глаза, готов отпустить панночку домой, но Иван... И подчеркнутый контраст: корректное уведомление из немецкого концлагеря о смерти одного из героев фильма "от застарелой болезни сердца" (единственная за весь фильм смерть поляка по вине немцев, причем косвенной) с натуралистической 15-минутной сценой расстрела в финале. Европа и Азия, наглядно-с!
Так вот, о поляках. В это трудно поверить, но основная сюжетная линия и интрига двухчасового фильма - не расстрел и не трагедия родных а экзистенциальный выбор каждого поляка на кого возложить вину за него! В фильме вся титушня выбирает немцев, а все воины света обвиняют русских. Фильм именно об этом водоразделе польского духа (не меньше). Я понимаю, если бы Вайда снял такой "мощный" фильм об осознании польского духа своей вины, что не немцы - нет! а именно поляки уничтожали евреев в Польше (книга "Соседи" вышла за шесть лет до фильма), а тут весь катарсис: "Не немцы, а русские!" Впрочем, кому и кобыла невеста...
В заключении: расстреляли поляков конечно мы, и я не думаю, что это была месть за уморение в 1920 году десятков тысяч наших пленных в польском плену. Просто такова тогда была перед войной наша социальная инженерия, с поляками поступили по лекалам 37 года - ликвидировали потенциальных врагов. Если мы признаем секретный приказ НКВД № 00447 то спорить о "письме Берии" просто абсурдно. И еще: в 1945 мы на очень многие кровавые преступления наших восточноевропейских соседей закрыли глаза, "подвели черту" и жили с ними в такой взаимной договоренности. То что поляки вышли из нее, это не вопрос о чьей то преступности в те года (преступны были ВСЕ) и даже не о русофобии, это политический вопрос цивилизационного выбора (посмотрите какая "голодомор" калька с Катыни ") о чем и "проговаривается" фильм Вайды.