
Двадцать лет назад держал эту книгу в руках но не купил у букиниста даже за 20 руб - показался нелепым 600-страничный пересказ прозой "Евгения Онегина", позже, из "Записок старого библиофила" узнал какой упустил раритет, запомнил, и вот купил на прошлой неделе у другого букиниста (за 70 руб!).
Автор совершенно не пересказывает Пушкина (чего я боялся), а, двигаясь рядом с сюжетом, с замечательным знанием эпохи рассказывает свою историю:
Про Зарецкого - Толстого-Американца, который во время войны 1812 года смертельно поссорился с отцом Ленского, и, после его смерти, обрушил свою месть на сына, Владимира. Геттингенский студент Ленский стрелял намного лучше Онегина; по замыслу Зарецкого, он должен был убить Евгения и поплатиться за это. Это было лишь началом мести, позже, сам Зарецкий должен был убить Ленского (он даже пригласил старого друга с сыном, для того чтобы тот заменил Ольге ее жениха). Но вышло по другому - Онегин, как Пьер в поединке с Долоховым, выстрелил удачнее.
Этим объясняются вопиющие нарушения "классиком и педантом" Зарецким дуэльных правил по части попыток примирения и другого. Кстати о самой дуэли: хотя Набоков и пишет, что поведение Онегина на именинах "само собой" вело к вызову, мне всегда это казалось натяжкой без «предыстории» охлаждения героев друг к другу, может быть их первых ссор. Однако Иванов высчитал, что до свадьбы оставалось только четыре дня — это, конечно, все меняет. Такие «танцы» петербургского льва с простушкой-невестой буквально накануне свадьбы, конечно же, есть оскорбление ее и унижение жениха.
Во второй части книги "альтернативная" история создание Чайковским либретто оперы, связанная с первоначальной ее редакцией с "воссоединением" в финале Татьяны и Онегина, вето на которое наложил ее сын во имя чести семьи.
Роман читается легко и с интересом, но, возможно, так только для больших любителей ЕО.