"Все забывают о том, что человек долгое время употреблял алкоголь и кокс. Кто знает, что такое кокаэтилен, тот понимает, что происходит после резкой отмены приёма. Если бы не это, Ефремов бы сознался бы сразу, каялся, получил свои четыре общего, через год съехал бы на посёлок и через два ушёл по УДО. К Пашаеву он пришёл именно потому, что у Е. ломки были. Атомные. И физиологические и психические. И если первые можно облегчить, то вторые нет. Никак. Изменения в психике от совместного употребления стимуляторов и этанола полностью не купируются даже со временем. А тут резкое прекращение приёма плюс суд и всё такое. Я не оправдываю, а объясняю".
Булгаков "Морфий":
"Не „тоскливое состояние“, а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя… в теле нет клеточки, которая бы не жаждала… Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!
Смерть от жажды райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо погребенный, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его ноги…
Смерть — сухая, медленная смерть…
Вот что кроется под этими профессорскими словами „тоскливое состояние“.
-----
Обратился "в тоскливом состоянии" к тому, кто единственный обещал шанс, что не посадят - так к знахарям обращаются с неоперабельной онкологией. И, кстати, это объясняет откуда была у Ефремова уверенность, что в неволе он "умрет"