kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Categories:

Пример интеллектуальной деформации

Прочитал 800-страничный труд Костомарова "Смутное время Московского государства". В этой книге особенно заметно именно "украинское", провинциальное а не научное или авторское искажение Костомаровым смысла основополагающих событий русской истории.
У Соловьева, Ключевского, Скрынникова суть Смутного времени - схватка Москвы с "казачеством", вольными людьми своих окраин, у Костомарова же - проявление "нравственной несостоятельности" Москвы. Если великорусские историки писали о "казаках" Смуты с ужасом и отвращением то для Костомаров это "удальцы" и "молодцы" и он утверждает, например, что именно одни казаки победили Ходкевича в решающем бою (а вот как у Скрынникова: "22 августа 1612 г. Ходкевич всеми силами атаковал позиции Пожарского на Арбате. Ополченцам удалось отразить неприятеля. В бою приняли участие несколько казачьих сотен, вступивших без приказа Трубецкого") и, вдобавок, Костомаров очень скупо пишет о запорожцах, поураганивших в Смуту вместе с поляками и отдельно.

Вот характерный пример противопоставления Костомаровым орочьей России ее вольным и веселым окраинам с "молодцами":
"...Край обнимал пространство по обеим сторонам верховой части течения Волги до Нижнего и составлял средину или ядро Московского государства и его великорусской народности. Как по своим топографическим свойствам, так и по характеру народонаселения он представлял не только различие, но во многом противоположность с тем, что показывалось тогда в стране украинных городов на юг от столицы. Суровый климат, скудость произведений, угрюмая природа. Работать приходилось много, а добывалось только то, что нужно для первых потребностей. Крестьянин жил в курной избе, с своими животными, в нечистоте, обувался в лапти, одевался в грубый домашний холст и в грубую туземную овчину; ржаной хлеб да жесткая овсяная каша были его обычною пищею; пшеничный хлеб был лакомством богатых. Темнейшее невежество всех классов, не нарушаемое никаким умственным потрясением, мешало возникнуть побуждениям добыть новые средства к улучшению жизни".

Но более всего меня задело утверждение Костомарова, что Смута не оказала никакого влияние на государство и русский народ. "На каком месте прервалось течение ее орочьей истории, с того места и продолжилась и точно такое же". Тупые, что с них взять...
Ответом было ужесточение закрепления на земле "немногочисленного населения, бродившего на пространстве между 65 и 45° северной широты" (Чаадаев) и окончательная сакрализация самодержавия, необходимого России "как стихийная сила, которая своей стихийностью может сдерживать другие стихийные силы, еще худшие" (Ключевский). Но такое, видимо, даже на голову не налазило украинофильствующему историку. Как часто я видел это у тех, кто ментально пожил "далеко от Москвы"...
Subscribe

  • (no subject)

    Митрополит Филарет "Слова и Речи" 1848 год. "Богу благодарение! Не то в Отечестве нашем. Самодержавная власть, утвержденная на вековом законе…

  • Рождение нации-2

    Дмитрий Дробницкий: "Создается впечатление, что либеральная коалиция, совершив успешный госпереворот (пусть и при помощи электоральных процедур),…

  • Будем посмотреть

    "Сейчас поступает много сообщений о формировании рабочей группы из числа США, Великобритании и Австралии по обмену передовыми военными технологиями…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments