kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Category:

Василий Гроссман "Жизнь и судьба"

Его эпическая трилогия "Степан Кольчугин" была перед войной вознесена критикой и приравнена к "Поднятой целине", повесть «Народ бессмертен» (1942) была переиздана во время войны 20 раз. Его трилогия была экранизирована в 1957 году, в 1959 году на мемориале Мамаева кургана были выбиты именно его слова из очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Его роман 1952 года "За правое дело" про начало Сталинградской битвы, был (это признают все) написан "под Толстого" - с десятками персонажей, описанием широкими мазками исторических фигур и философствованием в стиле эпилога "Войны и мира". Правда из романа все в один голос просили убрать пустую философию а Твардовский оскорбительно соглашался печатать в своем журнале только "военные" главы (а это лишь 1/10 часть романа) - тем не менее, по тем временам Гроссман был без пяти минут классиком соцреализма, амбициозен, провел всю войну близко к передовой и накопил огромный фактический материал - он мог в условии хрущевской оттепели написать великий роман про войну.
Но не написал, увы три раза.

Он видел войну вблизи - но его мать расстреляли нацисты, его жену арестовывало НКВД и видимо в его сознании сравнялось: война, холокост, 37 год, потом еврейский национализм все перевесил, увлек за собой репрессии и оставил войну на задворках романа. Гроссман, возможно сомнабулически, начал писать и написал не "второй том "Войны и мира", не окончание романа про Сталинградскую битву, а про то, что жгло его сердце - всесторонне исследование всех форм антисемитизма от бытового до нацистского, с войной в качестве триггера. И я бы не стал его обвинять: если нам "2 мая" застило всю будущую и прошлую историю украинцев, так почему же Гроссману еврейское "2 мая" умноженное на 10000 не могло застить историю русских и их войну?

Нет, потрясение от холокоста, хрущевская свобода, чисто еврейские безоглядные амбиции - все это некстати совпало и мы остались без великого романа, возможно равного некрасовской повести. Что же вышло взамен? Чистый сюрреализм: роман, с одной стороны совершенно непроходной (ставил советскую власть на одну доску с нацизмом), с другой стороны 100% на еврейскую тему и все это под вывеской романа про Сталинградскую битву! Из всей дилогии советую прочитать только рассказ про сентябрьский штурм немцев и гибель батальонов Родимцева (главы 38-46 третьей части "За правое дело").

(Вот, кстати, образчик "про войну" из "Жизни и судьбы": "Нужно ли продолжать рассказ о сталинградских генералах после того, как завершилась оборона? Нужно ли рассказывать о жалких страстях, охвативших некоторых руководителей сталинградской обороны? О том, как беспрерывно пили и беспрерывно ругались по поводу неразделенной славы. О том, как пьяный Чуйков бросился на Родимцева и хотел задушить его потому лишь, что на митинге в честь сталинградской победы Никита Хрущев обнял и расцеловал Родимцева и не поглядел на рядом стоявшего Чуйкова.
Нужно ли рассказывать о том, что первая поездка со святой малой земли Сталинграда на большую землю была совершена Чуйковым и его штабом на празднование двадцатилетия ВЧК-ОГПУ. О том, как утром после этого празднества Чуйков и его соратники едва все не утонули мертвецки пьяными в волжских полыньях и были вытащены бойцами из воды. Нужно ли рассказывать о матерщине, упреках, подозрениях, зависти").
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments