"В.Гроссман до мельчайших подробностей, с большой симпатией и любованием описывает совершенно ничем не примечательную биографию Штрума. <…> Не имея никакого отношения к войне, Штрум между тем больше всех думает и говорит об исторических событиях. <…> Не герои Сталинграда, а Штрум осмысливает грозные события войны, только он рассуждает о судьбах Советской страны и фашистской угрозе человечеству».
----
Гроссман однозначно написал роман под "Войну и мир" с сотней персонажей (включая исторических с обеих сторон) и историософией, Штурм это Пьер Безухов, фактически центральный герой и делать таковым еврея в романе о Сталинграде и о всей Великой Отечественной войне... Круто! (Твардовский: «Ну сделай своего Штрума начальником военторга!»). Мне казалось, что лишь во второй части, в "Жизни и судьбе" Гроссман съехал с катушек (одна глава про антисемитизм и про родство нацизма с коммунизмом чего стоит), но, прочитав первую часть, понял, что он с самого начала закусил сионистские удила.
(Кстати из бездны персонажей спустя 700 страниц я смог отличать от других кроме Штурма только еще двух (русских простецов) и человек пять конченных негодяев. Еще интересно: в качестве враждебной массы представлены украинцы и казаки, полагаю, это архетипически получилось у Гроссмана).