kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Categories:

Мамардашвили "Кантианские вариации"

Это конспект лекций, прочитанных в институте педагогической психологии в 1981 году. По честному читал почти два часа, после семидесятой страницы перелистывал. Разумеется, это грузинский жулик, тут Галковский прав. Приемы:
- не касается "Критики чистого разума" где его шулерство было бы сразу выявлено даже психологами а строит лекцию на "отрывках", "письмах", "пометках" Канта - поди возрази тут!
- пускается в "непонятность" там, где и без этого темно. Если бы он разбирал общеизвестную басню Крылова - одно дело, но множить сущности рассказывая о философии Канта? Это, знаете ли, подозрительно.
- уже к тридцатой странице насчитал штук десять "главного" в Канте, включая тему матери (?). Тоже "приемчик".

Что касается самой "философии", то в предисловии прочитал, что рецензенты Института Философии АН СССР, отрицательно отозвались об этом труде и не рекомендовали к печати ("излишне категоричный", "с претенциозным названием" - к сожалению другие "нападки" не указаны). Вот пародия К. Крылова на "тексты" Мамардашвили, подтверждаю, очень похоже, именно это я и читал:
"...Мы собрались здесь, чтобы поговорить о философии. Я начну с такого утверждения, что философия сама по себе нам не дана, не дана, и всё, а открывается нам только как бесконечная такая культурная перспектива, разворачиваемая из одной точки, которая находится где-то внутри когнитивного акта, внутри акта понимания. Но акт понимания построен так, что внутрь него мы зайти не можем. То есть - я мыслю, значит, я существую, я как бы выталкиваюсь к существованию вот этой самой мыслью, что я существую, я существую, в то время как я думаю, что мыслю. Я оказываюсь не в том месте, в котором я есть, где находится моя неотменимая ответственность. И вот эта ответственность, вот эта бесконечная форма, о ней говорил Декарт - "я мыслю, когда я мыслю", то есть я Декарт, в то время как я мыслю себя, но в чём? В пространстве вот в этом. Картезианская революция - это такое вот самоопределение мысли в существовании. И тут перед нами возникает проблема причинной связи, невытекания момента последующего из вот этого предыдущего момента. Существование субстанции, поддержание существования этого - это ведь чудо. Чудо не меньшее, чем сотворение мира. С этого и начинается мысль, как суверенная стихия мышления. Что это значит? Я мыслю, когда я мыслю. То есть я причина самого себя, и это значит, что я свободен. Это и есть точка свободы, точка безумия, в которой мы развязаны для бытия, как говорил Мандельштам. Вот эта самая точка, точка ответственности, она..."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments