kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Categories:

Мамардашвили "Кантианские вариации"

Это конспект лекций, прочитанных в институте педагогической психологии в 1981 году. По честному читал почти два часа, после семидесятой страницы перелистывал. Разумеется, это грузинский жулик, тут Галковский прав. Приемы:
- не касается "Критики чистого разума" где его шулерство было бы сразу выявлено даже психологами а строит лекцию на "отрывках", "письмах", "пометках" Канта - поди возрази тут!
- пускается в "непонятность" там, где и без этого темно. Если бы он разбирал общеизвестную басню Крылова - одно дело, но множить сущности рассказывая о философии Канта? Это, знаете ли, подозрительно.
- уже к тридцатой странице насчитал штук десять "главного" в Канте, включая тему матери (?). Тоже "приемчик".

Что касается самой "философии", то в предисловии прочитал, что рецензенты Института Философии АН СССР, отрицательно отозвались об этом труде и не рекомендовали к печати ("излишне категоричный", "с претенциозным названием" - к сожалению другие "нападки" не указаны). Вот пародия К. Крылова на "тексты" Мамардашвили, подтверждаю, очень похоже, именно это я и читал:
"...Мы собрались здесь, чтобы поговорить о философии. Я начну с такого утверждения, что философия сама по себе нам не дана, не дана, и всё, а открывается нам только как бесконечная такая культурная перспектива, разворачиваемая из одной точки, которая находится где-то внутри когнитивного акта, внутри акта понимания. Но акт понимания построен так, что внутрь него мы зайти не можем. То есть - я мыслю, значит, я существую, я как бы выталкиваюсь к существованию вот этой самой мыслью, что я существую, я существую, в то время как я думаю, что мыслю. Я оказываюсь не в том месте, в котором я есть, где находится моя неотменимая ответственность. И вот эта ответственность, вот эта бесконечная форма, о ней говорил Декарт - "я мыслю, когда я мыслю", то есть я Декарт, в то время как я мыслю себя, но в чём? В пространстве вот в этом. Картезианская революция - это такое вот самоопределение мысли в существовании. И тут перед нами возникает проблема причинной связи, невытекания момента последующего из вот этого предыдущего момента. Существование субстанции, поддержание существования этого - это ведь чудо. Чудо не меньшее, чем сотворение мира. С этого и начинается мысль, как суверенная стихия мышления. Что это значит? Я мыслю, когда я мыслю. То есть я причина самого себя, и это значит, что я свободен. Это и есть точка свободы, точка безумия, в которой мы развязаны для бытия, как говорил Мандельштам. Вот эта самая точка, точка ответственности, она..."
Subscribe

  • "Первобытный страх" 1996

    Кинодебют Эдварда Нортона ("Бойцовский клуб") и сразу такой замечательный (номинация на "Оскар"). Странно что я в девяностые не посмотрел этот…

  • Про киберспорт

    Руслан Карманов: "Утро подарило возможность почитать бурные радости на тему нашей общей победы: "Российская команда впервые выиграла чемпионат мира…

  • Бронтман "Дневники 1932–1947 гг"

    В значительной мере они посвящены летчикам-рекордсменам тридцатых. Не подозревал что атмосфера вокруг них была настолько похожа на культ космонавтов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments