kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Categories:

Истинная правда

"Возьмите рассказы Чехова -- каждый порознь или, еще лучше, все вместе: посмотрите его за работой. Он постоянно точно в засаде сидит, высматривая и подстерегая человеческие надежды. И будьте спокойны за него: ни одной из них он не просмотрит, ни одна из них не избежит своей участи. Искусство, наука, любовь, вдохновение, идеалы, будущее -- переберите все слова, которыми современное и прошлое человечество утешало или развлекало себя -- стоит Чехову к ним прикоснуться, и они мгновенно блекнут, вянут и умирают. И сам Чехов на наших глазах блекнул, вянул и умирал -- не умирало в нем только его удивительное искусство одним прикосновением, даже дыханием, взглядом убивать все, чем живут и гордятся люди. Более того, в этом искусстве он постоянно совершенствовался и дошел до виртуозности, до которой не доходил никто из его соперников в европейской литературе. Я без колебания ставлю его далеко впереди Мопассана. Мопассану часто приходилось делать напряжения, чтоб справиться со своей жертвой. От Мопассана сплошь и рядом жертва уходила хоть помятой и изломанной, но живой. В руках Чехова все умирало. ... "Не знаю", -- ответил старый профессор рыдающей Кате. "Не знаю", -- отвечал Чехов всем рыдающим и замученным людям. Этими и только этими словами можно закончить статью о Чехове.
Лев Шестов "Творчество из ничего (А. П. Чехов)"

Про Мопассана особенно удачно, сравните финалы его "Жизни" и любого рассказа, любой пьесы Чехова после "Степи". Это, несомненно, связано с развитием туберкулеза у нашего классика.

По наводке Владимира Полякова ака verybigfish
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments