

На самом деле Довженко снял этот сумбурный фильм вовсе не про Щорса а про атамана Божненко, который командовал одной из бригад его дивизии. Довженко с любовью и восхищением являет зрителю реинкарнацию Тараса Бульбы, архетип украинского патриота-сармата, бредящего походом "на Венгрию", конфликтующего с москалями-троцкистами и рубящего поляков на фоне картины с запорожцем рубящим ляхов а полумоскаль Щорс у него всего лишь на подтанцовках. Самая сильная сцена фильма это смерть Боженко, когда его посреди горящего поля на своих плечах несут побратимы, а он, в красивой вышиванке, умирая, декламирует стихи Тараса Щевченко. На контрасте, после его смерти, показан целый полк москалей с москальским скатками через плечо - вот кто (нет, "что"!) пришло на смену благородным лыцарям в степях Украины! Националистический подтекст настолько очевиден, что только руками разведешь.
Из любопытных сцен - это конечно бой в селе на фоне свадьбы. На веселых тройках, парубки и дивчины в ярких лентах гоняют туда сюда с песнями и тут же - "летят самолеты, и танки горят", рубка, взрывы, смерть, кишки. Останавливается тройка возле пушки: "Приглашаем вас на наше веселье! - Конечно! Орудие огонь!"
В Чернигове "синежупанники" идут под музыку оркестра с парадом, вылетает Щорс с пулеметом, безжалостно стреляет по петлюровцам, они валятся снопами, оркестр залегает - "Музыка встать! Кругом! Интернационал, сукины сыны!" И оркестр идет обратно, уже с "Итернационалом"...