


Фильм украинского режиссера Лозницы снятый на европейские деньги к Каннскому кинофестивалю и получивший там главный приз за лучшую режиссуру во втором по значимости конкурсе («Особый взгляд»).
Существует особая категория кинофильмов: "расистские", к ней относят, например, такой выдающийся фильм как "Рождение нации" и некоторые другие, они табуированы и информация по ним доступна с трудом. Так вот, каннский лауреат "Донбасс" и краешком не "влазит" в эту категорию потому что это просто расистская нехудожественная сублимация ненависти - и больше ничего. Если снимут на Украине еще 2-3 подобных фильма (а они снимут) то киноведам следует ввести особую категорию "украинский расизм" по аналогии с "итальянским неореализмом" например. Будут поклонники, ценители, сайты, форумы... Реально - это новый небывалый жанр в кино, я даже близко такого не видел не разу, даже в нацистских антисемистких и британских антидикарских фильмах. Секрет прост: "Украине такое разрешено" - Запад не ужаснется (а даже присудит приз), свои не удивятся. Если бы такое "разрешено" было распространено на другие страны - и все страхи, фобии, ненависти, расизмы хлынули бы с экрана... Страх божий. Но пока разрешено только Украине.
Фильм показывает "донецких", в представлении справжніх украинцев. Аглая Топорова писала: "Первая волна горячей ненависти к «донецким» и «луганским» захлестнула жителей столицы в 2004 году. Именно тогда в обществе появились и укрепились образы «донецкого бандита» и «донецкого быдла», неких кошмарно одетых, полумычащих людей с металлическими коронками вместо зубов. Так «донецких» и «луганских» показывали все демократические СМИ Украины. Иногда, правда, в потоке сообщений о юго-восточном быдле оказывались и тексты в духе «познакомилась с парнем из Донецка, вы представляете, он умеет читать». Уже хорошо, и вот как эти киевско-народные фобии реализовал украинский режиссер и что так высоко оценили в Каннах:
1. Мат. Все русские в фильме беспрерывно, через одно слово грязно матерятся, буквально извергают из себя матершину, особенно тяжела сцена когда дончанка матерно кричит на свою мать, долго и теряя человеческий облик. По видимому это сделано для показа: "Вот каков русский язык, громодяне, у его носителей! И вы готовы променять на него свою соловьиную мову ("вторую по певучести после итальянской")?!"
2. Обратил внимание, что одна лишь тема "отжима собственности" (джипа) снята более-менее "с режиссурой" и сюжетом, даже с любовью и юмором. Режиссер, похоже, знал чем тронуть душу украинского зрителя и выложился по полной в этом сюжете.
3. Российские войска показаны лишь один раз в финале, когда из скрытого места они расстреливают автобус с мирными жителями, потом быстро скрываются и уничтожают исполнителей. А на место трагедии выезжает фейк-группа ряженных для имитации негодования населения "обстрелами ВСУ" - потому что все остальные знают кто их на самом деле обстреливает!
...Какие все таки гады этот Лозница, его западные спонсоры и российские друзья (кинокритик Антон Долин: «Донбасс» определенно снят не для того, чтобы занять политическую позицию и оправдать действия украинских военных. «Донбасс» — отчетливо антивоенная картина").
4. Силен компонент контрпропаганды в украинском фильме. Он вообще снят по мотивам роликов Ютуба и "переснимает" некоторые из них в максимально выигрышном духе. Например привязывание к столбу позора (два случая таких было на Донбассе). Стоит привязанный казак с бесконечно добрыми глазами и русская истошно кричит ему: "Скажи, кто тебя нанял и сколько тебе заплатили!!", "Скажи, кто тебя нанял и сколько тебе заплатили!!". Тоже со свадьбой - был стильный ролик в самом начале войны со стильной донецкой свадьбой под флагами ДНР - и Лозница переснял ее как быдлячий шабаш со стрельбой в воздух и поздравлениями в стихах от тетки с перманентом.
Думаю этот фильм про "унтерменшей" активно показывают в войсках ВСУ. Мне кажется, без просмотра этого фильма нам, в России, трудно судить о происходящем на Донбассе и вокруг него.