Top.Mail.Ru
? ?

Сдача адмирала Небогатова

Когда говорят о разлагающем влиянии непротивленческой проповеди Толстого накануне японской войны и Первой мировой (например Бердяев) то кажется что это шуточки. А я вспоминаю поступок адмирала Небогатова в цусимском бою и мне кажется, что именно атмосфера толстовства привела к этому позору наш флот. Просто связано для меня толстовство с Небогатовым.

"Отряд контр-адмирала Небогатова — эскадренные броненосцы «Император Николай I», «Орёл», броненосцы береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и крейсер «Изумруд» был обнаружен японским 5-м боевым отрядом в 05:20 утра. В 10:34 на флагмане был поднят флажный сигнал «XGE», что по международному своду означает «Сдаюсь». Исполняющий обязанности командира корабля старший офицер потребовал в соответствии с Морским уставом созвать совет офицеров. Небогатов согласился, офицерский совет был собран, но совету предъявили уже свершившийся факт сдачи, при этом вопреки традиции начинать с высказываний младших по чину, на совете сначала высказались контр-адмирал и командир корабля, указав на безвыходность положения. Большинство офицеров молчало. Поскольку японцы сигнала не разобрали и продолжали стрельбу, то по приказу Небогатова были спущены стеньговый и контр-адмиральский флаги, и подняты сначала белый, а затем и японский флаги. Остальные корабли отряда, кроме «Изумруда», после некоторых колебаний отрепетовали все эти сигналы. Противник заметил это и прекратил огонь, а в 10:53 адмирал Того подтвердил согласие принять сдачу. В плену моряки сдавшихся без боя кораблей встретили резко неприязненное отношение со стороны прочих русских пленных. Умершего на пути в Японию командира «Орла» капитана 1 ранга Н. В. Юнга с разрешения японцев похоронили в море как не сдавшегося в плен, ибо на время сдачи корабля он был в беспамятстве.

(Действующий на 1905 год Морской устав 1901 г. в соответствии со статьей 354 требовал от командира продолжать бой до последней возможности. Во избежание бесполезного кровопролития ему разрешалось, не иначе как с согласия всех офицеров, сдать корабль, если нельзя одолеть течи, и он начинает тонуть, все средства для обороны истощены и потеря в людях столь значительна, что сопротивление совершенно невозможно. При всём том сдача в таких обстоятельствах разрешается только в том случае, если корабль нельзя истребить и искать спасения команды на берегу или в шлюпках.

В июне-ноябре 1906 г. в Особом присутствии военно-морского суда Кронштадтского порта состоялись два процесса по делу о сдаче кораблей отряда Небогатова. Ещё до вынесения вердикта все подсудимые были разжалованы в чинах и уволены со службы. Н. И. Небогатов и три командира кораблей В. В. Смирнов, Н. Г. Лишин и С. П. Смирнов были приговорены к расстрелу, но ввиду смягчающих обстоятельств суд ходатайствовал перед государем императором о замене смертной казни на заключение в крепость сроком на 10 лет, что и было утверждено. Ещё 4 офицера штаба Небогатова были приговорены к 2—4 месяцам заключения в крепость.

...всем памятны слова Небогатова: «Мне честь - мне и позор. Весь грех принимаю на себя», его слезы и сетования. «Только по возвращении из плена под влиянием известной части общества Небогатов уверился, что совершил едва ли ни подвиг. (...) В таком случае командир «Ушакова» (героически погибшего судна. В. Д.) - едва ли не злодей. (...) Если с гражданской точки зрения сдача отряда, сохранившая государству более 2000 молодых жизней, может быть, и целесообразна, то с точки зрения военной она несомненно преступна. Таковы взгляды и всех иностранцев, кроме японцев, которые сами, однако, не сдавались и умели геройски умирать».

...Только один броненосец небогатовского отряда, "Адмирал Ушаков", действовал в духе лучших боевых традиций российского флота. 15 мая после 15 ч отставший корабль обнаружили и атаковали броненосные крейсеры "Ивате" и "Якумо" Командир броненосца капитан 1 ранга В. Н. Миклуха отклонил предложение о сдаче и вступил в неравный бой, первым открыв огонь по противнику. Расстрелянные орудия и новые повреждения, полученные в 30-минутном бою, не позволили "Адмиралу Ушакову" нанести ущерб японским кораблям. Исчерпав возможности сопротивления, русские моряки затопили свой броненосец - последний из двенадцати кораблей главных сил 2-й Тихоокеанской эскадры. Судьбу корабля разделили его командир, старший офицер капитан 2 ранга А. А. Мусатов, старший минер лейтенант Б. К. Жданов, судовой инженер-механик капитан Ф. А. Яковлев, поручик Н. Е. Трубицын, прапорщик Э. Н. Зорин, комиссар П. А. Михеев, три кондуктора и 84 унтер-офицера и матроса".


Крейсер "Орел после Цусимы"

Comments

Судьбу корабля разделили его командир, старший офицер капитан 2 ранга А. А. Мусатов, старший минер лейтенант Б. К. Жданов, судовой инженер-механик капитан Ф. А. Яковлев, поручик Н. Е. Трубицын, прапорщик Э. Н. Зорин, комиссар П. А. Михеев, три кондуктора и 84 унтер-офицера и матроса"

ну да, матросам точно эта война была не нужна и они никак не могли от неё отмазаться

но подождём мнение ымперцев
К 1905 "просвещенная" часть элиты больше Ницше зачитывалась. Толстой оставался в веке 19. Больше похоже на карму Николая Кровавого
Ницще эсеры уважали а средний интеллигент - Толстого
Мнение "среднего интеллигента" редко учитывали сильные мира сего и в тот период и ранее и позднее. Тут не по политическому признаку водораздел, а конфликт отцов и детей той поры. Отцы толстовцы не противились детишкам ницшеанцам, особенно после января 1905 года
короче Толстой виноват, а то бы накостыляли японцам
Небогатов сдался после проигрыша, это был лишь завершающий позор

Что за комиссар в царском флоте?



Edited at 2019-07-16 04:51 pm (UTC)
Корабельный комиссар фигурирует в Морском уставе 1720 года, согласно которому, Корабельный комиссар полностью отвечал за приемку, хранение и правильное распределение продовольствия, обмундирования и денежного жалованья для команды на корабле. Подчинялся Корабельный комиссар непосредственно командиру корабля и интенданту, а также Адмиралтейств-коллегии. При прибытии корабля в порт Корабельный комиссар должен был дать отчет о том, "что изошло и что осталось". В подчинении Корабельного комиссара находились младшие хозяйственные чины - баталеры, унтер-баталеры, купоры и унтер-купоры. Должность Корабельный комиссар была законодательно оформлена в "Табели о рангах" 1722 года, по которой находилась в XIV кл. и соответствовала чину фендрика {прапорщика) в армии или шхипора (шкипера) II ранга на флоте.

Во всех последующих изданиях Морского устава (1870, 1885, 1899, 1910 и 1914 гг.) должностные обязанности Корабельного комиссара почти не менялись и сводились лишь к ведению денежной отчетности на корабле. Кроме того, согласно Хозяйственному уставу для судов флота комиссар должен был присутствовать вместе со старшим офицером при вкладе и выемке денег из денежного сундука команды. В соответствии со Сводом морских постановлений для должности Корабельный комиссар во флотских экипажах, полуэкипажах и отдельных ротах предусматривался IXкл. по чинопроизводств
у.