kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Categories:

Мемуары Вольтера

"Когда его величество (Фридрих II) оказывалось, наконец, одето и обуто, стоик дарил несколько мгновений Эпикуровой школе: он вызывал к себе двух-трех любимцев — то ли лейтенантов своего полка, то ли пажей, то ли гайдуков, то ли юных кадетов. Пили кофе. Тот, кому кидали носовой платок, оставался затем еще на несколько минут наедине с королем. До последних крайностей дело не доходило, ибо Фридрих еще при жизни отца тяжело по страдал от своих мимолетных связей, и дурное лечение* не поправило дела. Играть первую роль он не мог; приходилось довольствоваться вторыми ролями.

...Ужинали в небольшой столовой, где наиболее свое образным украшением была картина, написанная по рисунку короля придворным его художником Пеном, одним из лучших наших колористов. Это было превосходное полотно совершенно непристойного содержания. Юноши обнимались с женщинами, над поверженными нимфами склонялись сатиры, амуры играли в энколповы и гитоновы игры, другие млели, наблюдая со стороны все эти поединки, горлицы целовались, козлы настигали коз, бараны — овец. Это не мешало тому, что застольная беседа носила зачастую философический характер. Если бы послушал нас кто-нибудь ненароком да увидал бы упомянутую живопись, то подумал бы, что перед ним семь греческих мудрецов в доме терпимости".
------
Читая мемуары Вольтера поразился сходству его юмора с юмором Пушкина (например в "Истории села Горюхина" и "Капитанской дочке"). В основе лежит добродушная ирония, а у Гоголя, например, преувеличение, гротеск. Сходство приемов полное, и коль это не поэзия, то не сошлёшься на "сладость звуков" у Пушкина для доказательства его превосходства над первоисточником. Признаюсь, неприятное открытие.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments