kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Category:

Боги

Исайя Берлин "Историческая неизбежность":
"...Все эти словесные обороты наполнили атмосферу сверхъестественными существами, наделенными громадной силой, неоплатоническими и гностическими эманациями, ангелами и демонами, которые играют нами как захотят или, во всяком случае, требуют от нас чего-то такого, на что мы, как нам внушают, на свою беду не обращаем внимания. В настоящее время уже возникла псевдосоциологическая мифология, которая, прикрываясь научными понятиями, превратилась в разновидность нового анимизма — безусловно, более примитивную и наивную религию, чем традиционные европейские вероисповедания, которые она стремится заменить. Этот новый культ побуждает обеспокоенных людей искать ответы на вопросы вроде следующих: «Является ли неизбежной война?», «Должен ли победить коллективизм?», «Обречена ли цивилизация?» Эти вопросы, тон, каким они задаются, да и манера их обсуждения подразумевают веру в тайное присутствие огромных безликих сущностей: войн, коллективизма, обреченности — факторов и сил, которые свободно разгуливают по свету и которых мы почти не в силах контролировать или отразить.

Говорят, что иногда они «воплощаются» в великих людях, титанических фигурах, которые, в силу того, что они действуют заодно со своей эпохой, достигают сверхчеловеческих результатов, — таковы Наполеон, Бисмарк, Ленин; а иногда — в деятельности классов: крупных капиталистических синдикатах, которые работают ради целей, едва ли понятных даже тем, кто входит в их состав; целей, к которым их «неизбежно» влечет их экономическое и социальное положение; иногда же они воплощаются в огромных примитивных существах, называемых «массами», которые делают свое дело в истории, почти не зная о тех могучих силах, «творческими проводниками» которых они являются.

Войны, революции, диктатуры, военные и экономические преобразования рассматриваются обычно как гении какой-то восточной демонологии, как джины, которых однажды выпустили из бутылок, где они сидели сотни лет и которые, вырвавшись из-под контроля, своенравно играют жизнями людей и народов. Нет, наверное, ничего удивительного в том, что при таком буйном росте сравнений и метафор многие наивные люди нашего времени склонны верить, что их жизнь обусловлена не только относительно стабильными, легко устанавливаемыми материальными факторами — физической природой и законами, с которыми имеют дело естественные науки; но и еще более могучими, зловещими и гораздо менее понятными факторами — внеличностной борьбой классов, которой члены этих классов, возможно, и не хотят, столкновением социальных сил, падением цен и экономическим «бумом», которые, подобно урожаям и морским приливам, вряд ли могут контролироваться теми, чья жизнь от них зависит, — а главное, «социетальными» структурами и шаблонами «поведения», если ограничиться лишь немногими сакраментальными выражениями из варварского лексикона новейшей мифологии.

Испуганные и присмиревшие от одного вида доспехов этих новых божеств, люди страстно хотят найти знания и успокоения в священных книгах и нынешних монашеских орденах, которые делают вид, что могут поведать им о характере и привычках этих новых хозяев. И книги и их толкователи действительно произносят слова утешения: спрос порождает предложение. Весть их проста и очень стара. В мире, где сталкиваются такие монстры, отдельные человеческие существа могут нести лишь весьма незначительную ответственность за то, что они делают; открытие новых пугающих и безликих сил может сделать жизнь бесконечно более опасной, но даже если у них и нет никакой другой цели, то они, во всяком случае, снимают со своих жертв всякую ответственность — все то моральное бремя, которое людям в менее просвещенные времена приходилось нести с таким трудом и с такой мукой".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments