Гитлер упоминал о постановке этой оперы в Линце в 1906 году как о творении, подвигнувшем его на его борьбу, Кубичек свидетельствует, что после ее просмотра 16-летний Адольф, увидел в Риенци себя, впал в сомнамбулическое состояние и начал вещать о грядущих событиях.
Раз так, немцы и сделали из героической оперы антифашистскую биографию Гитлера, из Овода (по либретто) Петрушу Верховенского, да еще в стиле театра "Колумб" из "12 стульев", как там ставили "Женитьбу" - "восставший народ и мятущаяся интеллигенция, проваливающаяся в оркестровую яму".
Гляньте:
Но как быть с текстом и музыкой? Например в эпизоде, где Риенци прощает врагов, покушавшихся на него? Ни слова, ни ноты не изменили - но поставили так: он прощает их "под камеру", а на заднем плане их убивают. Или финал, когда он обращается к богу с молитвой: придумали находчивые немцы следующее: поместили его в бункер, поверху дали истерзанный народ а сам он складывает в припадке мегаломании макеты помпезных зданий имперского Берлина (кто читал Шпеера оценит). Тут уж что не пой, все будет опошлено.
Исторически Риенци и был такой как Гитлер - в конечном итоге психопат-тиран, Жанна дАрк, съехавшая с катушек, но мало ли что "было"? Я не осуждаю немцев, им лучше знать как обуздывать собственное коллективное бессознательное - но все же, очень жаль, что "не для немцев", в классическом варианте, нет постановки этой оперы на Рутрекере.