
Фильм Зархи. Олег Борисов отказался играть Достоевского когда уже была снята треть фильма. Был грандиозный скандал, Борисова на два года отлучили от кино (Михалков хотел снимать в "Родне"), в новом варианте снялся Солоницын. В итоге - Бронзовый медведь Берлинского кинофестиваля 1981 года и фильм на самом деле хороший.
Показана история мучительного разрыва Достоевского с Сусловой (красавица Эва Шикульска) на фоне истории знакомства с Анной Сниткиной (Евгения Симонова) и с намеком на игру Достоевского на рулетке. И вообще классик показан не "в бронзе", неврастеником, эпилептиком в сложных личных обстоятельствах.
"В нашем кино навечно останется опереточный Достоевский" - так Борисов подвел итог всему этому. Сейчас совершенно непонятно - почему?, но в те года Борисов несомненно воспринял замысел режиссера как попытку еврейского глумления над великим русским писателем (нигде даже намеком он это не говорит - но это то его и разоблачает). И Никита Михалков одобрил его отказ: «Должен сказать, я восхищен твоим шагом, Олег! Мужественно! Не должен был Зархи за Достоевского браться! Это ведь преступление!..»
Вот так была остра в советскую эпоху борьба с еврейской партией, на такие поступки шли люди, на такие жертвы - а сейчас? спустя поколение - "Кац, Щац, Альбац" да ближневосточное государство остались.