
Деньги по легкому зарабатывать и вершить (безответственно, с израильским паспортом в кармане) судьбы людей упоительно и восхитительно, но писать про это ПОЭМУ (а Петр Авен поэму написал) это хуцпа.
Но есть в книге и нравоучительные моменты. На пятисотых страницах Шолом-Алейхем неожиданно буксует и начинают звучать иные ноты:
"...Д: Возникла какая-то совершенно идиотская проблема в Питере. Я позвонил Боре. Он говорит: “Ты знаешь, тебе надо поехать туда. Я сейчас договорюсь, пообедаешь с Путиным”. Я говорю: “Это кто?” Он говорит: “Там познакомишься, заместитель Собчака. Ты ему объясни, если все нормально, то он поможет”.
Я прилетел в назначенное время. На моей памяти я с Путиным встречался дважды, и из двух раз это был тот случай, когда он не опоздал, а пришел на 15 минут раньше. И я приехал раньше. Стол не был еще накрыт, в общем, что-то такое типичное для того времени. А поскольку 15 минут я должен находиться рядом с совершенно незнакомым человеком, которого я никогда в жизни не видел, я после “здрасьте” начал ему объяснять, что у нас есть небольшая проблема. Он меня внимательно выслушал, спросил, с кем разговаривали, взял телефончик, пошел к окну, вернулся и говорит: “Поезжайте к Маневичу. Я думаю, что сегодня история будет закончена. И, – говорит, – хочу с вами попрощаться”. – “А обед?” Он говорит: “Мы же сначала договаривались, что будем обедать, а потом оказалось, что у вас по бизнесу. Давайте не будем путать одно с другим. Вопрос я ваш решил и поехал”. Я остался с широко открытым ртом".
Потом все громче, громче, и в 2003 году с посадкой Ходорковского окончательно установилась "несвобода".