kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Category:

ЕО Она любила на балконе

Продолжаю комментировать «Евгений Онегин»
ГДЕ НАХОЖУСЬ: Двадцать восьмая строфа второй главы. Продолжение описания Татьяны Лариной
ТЕКСТ:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
Эта строфа особенно восхитительна и как мелодия, и как миниатюра, выполненная в великолепной пушкинской манера стилизации.

«Предупреждать зари восход», как это делала Татьяна, было поведением романтическим..

В строфе 6 звучит прелестная аллитерация на «в» и «т»;
«И, вестник утра, ветер веет»,

БРОДСКИЙ
Один из примеров звукописи в романе. Дорожа по преимуществу смыслом слова, Пушкин не всегда стремился изобретать неожиданные музыкальные созвучия в своем поэтическом языке.

ЛОТМАН
«Говорят, что я был всегда серьезным, никогда сам по себе не играл и даже не имел игрушек <...> я выходил летом нередко на балкон ночью и смотрел на небо, как бы стараясь отгадать что-то» (Завалишин Д. И. Записки декабриста).
МОИ ИНСИНУАЦИИ:


Немного в «Онегине» таких строф. Кажется жемчужиной в мякоти « рифмованной прозы» романа.
Какова! Представьте ее началом трагико-мистической поэмы «Она» -

«Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…

И с таким финалом:
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю…

Мороз по коже!

Много, по одной такой строфе на каждую главу – отчего же так мало?
Не было бы гармонии.
На фоне фейерверков проглядели бы настоящую жемчужину – «рядовую» строфу.

Рассмотренная как игра, взаимодействие стихотворной формы, логической структуры и содержания, она являет нам такое соотношение практицизма, логики с поэзией и тайной – что ее (на мой взгляд) можно назвать формулой, матрицей русского национального характера.

Вот в чем тайна ЕО, а не в «сюжете» и «образах».

60 к 40 – примерно так это соотношение правды и поэзии зафиксировал ДЛЯ НАС Александр Сергеевич. Примерно такие мы суровые шарм слав. Такая ам слав.
Случайно (не провиденциально же?) это соотношение совпадает с формулой водки. Что ж? Воспользуемся этим обстоятельством и сравним рассматриваемую строфу с абсентом.
Tags: ЕО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments