kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Categories:

Настоящий "Мыслитель"



Тетралогия Алданова "Девятое Термидора", "Чёртов мост", "Заговор", "Святая Елена, маленький остров" имеет общее, не вполне обычное название "Мыслитель". Якобы смысл расшифровывается в прологе, действие которого приходится на первую четверть XIII века — в Париже встречаются молодой боярин Андрей Кучков и безымянный мастер, изваявший для собора Нотр-Дам знаменитую химеру "Мыслитель", или же "Дьявол-Мыслитель". Мастер ведет Кучкова к своему творению:
"Кусок серого холста упал.
На перилах сидело каменное чудовище.
Монах, рыцарь и Кучков долго смотрели на него, не говоря ни слова.
— Уж очень он страшный, — сказал наконец Андрей.
— Да это что ж такое: зверь рогатый и горбоносый? — спросил с недоумением рыцарь, не сводя глаз со статуи.
— Мыслитель, — ответил медленно ваятель. — Дьявол-мыслитель…
...Опустив голову на худые руки, наклонив низкую шею, покрытую черной тенью крыльев, раздувая ноздри горбатого носа, высунув язык над прямой звериной губою, бездушными, глубоко засевшими глазами в пропасть, где копошились люди, темный, рогатый и страшный, смотрел Мыслитель".


"Дьявол" - вот что, якобы, имел в виду Алданов, "Дьявол-Мыслитель", "рогатый и страшный", бездушно наблюдающий за людишками... и воплощенный резцом в одной из химер собора Парижской Богоматери.
Что-то слишком просто и даже плоско при алдановском понимании и толковании истории. Полагаю это обманка, "первый слой" за которым прячется другой Мыслитель, шопенгауэровский, теософский:

"...Индивидуальность же заключает в себе самого Мыслителя, бессмертное дерево, которое выбрасывает из себя личности, подобно листьям, длящимся в весеннюю, летнюю и осеннюю пору человеческой жизни. Все, что листья воспринимают в себя, претворяется в сок, циркулирующий по их венам, осенью же этот сок вливается в родной ствол, а сухой лист отпадает и погибает. Лишь Мыслитель живет вечно, тот, для которого «час не пробьет никогда», тот, вечно юный, который, по выражению Бхагавад-Гиты, надевает и сбрасывает тела так же, как человек надевает на себя новые одежды и снимает старые. Каждая личность представляет собою роль для бессмертного Актера, который выступает на подмостки жизни снова и снова, и в переживаемой им жизненной драме каждый принятый им на себя характер есть дитя предшествовавшего и отец будущего. Таким образом, жизненная драма есть непрерывающаяся история одного и того же действующего лица, которое последовательно разыгрывает различные роли.
(Анни Безант "Древняя мудрость")
Subscribe

  • Строго по Гинзбургу

    Знакомая в Барнауле, всей конторой заболели ковидом, лежит в больнице, я ее спросил, привита ли она. Ее ответ: "Я нет, а все были привиты, тоже…

  • Прибавление в повесточке

    Досмотрел "Призраки дома на холме", неплохой сериал сильно испорченный "повесточкой". У обыкновенной белой семьи пятеро детей, показаны их судьбы в…

  • Из Пиндемонти

    Странное сочетание: власти до последнего отказываются сделать вакцинацию обязательной (по крайней мере они против того, чтобы обязаловка эта исходила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments