kirovtanin (kirovtanin) wrote,
kirovtanin
kirovtanin

Category:

Таки не они

"Еще во времена П.В.Киреевского, в сборнике которого эта былина и была издана, А.С.Хомяков высказал предположение, что в истории поединка Ильи с Жидовином отразилось противостояние Руси и Хазарии. В дальнейшем эту трактовку принимали многие, в том числе и профессиональные ученые (среди них, например академик А.Н.Веселовский). Однако из содержания былины это никак не следует. Сомнительно, чтобы во второй четверти XIX века в Архангельской губернии, где была записана эта уникальная былина, могла сохраниться память о столь древних временах. Специально занимавшийся былиной М.Г.Халанский писал, что мнение, идущее от А.С.Хомякова, ничем не мотивировано и "есть, в сущности, не более, как культурно-исторический мираж. Козары никогда не были народом строго еврействующим... Нет никаких данных утверждать, что козары были миссионерами еврейства на Руси. Не было, стало быть, оснований и для древней Руси, нет их и для нас - отождествлять жидов и козар, землю Жидовскую и Козарскую, Жидовина и Козарина".

Мнение ученого конца XIX века получило полное подтверждение в исследованиях Новейшего времени. Преувеличивать роль хазарского ига в истории славян не следует, так же как превращать в иудеев все население Хазарии - акт принятия иудаизма правящей верхушкой каганата не привел к его широкому распространению. Кстати, в былине о хазарии и не говорится; могучий богатырь Жидовин, как и полагается, появляется из "земли из Жидовския" - название явно выведено из имени его представителя, с которым столкнулись богатыри на заставе. Появление в былине врага Жидовина следует скорее связать с книжными церковно-житийными сказаниями. В частности, в Прологе под 24 октября помещено сказание о взятии Негранского града неким царем Омиритской земли Дунасом Жидовином. Захватив Негран, этот Дунас Жидовин истребил 4299 христиан, среди которых был и святой Арефа, память которого отмечается в этот день. Освободил от Жидовина Негран эфиопский царь Елезвой. Под впечатлением от прочитанного какой-то религиозный сказитель и мог вставить имя Жидовина в былину. В общем, "былина о Жидовине" - результат творческого переосмысления народом трудов средневековых книжников уже в московский период русской истории, не ранее XVI века".
Александр Королев "Илья Муромец"
Subscribe

  • Василий Белов о фильме "Председатель"

    Василий Белов "Раздумья на родине" "При всем уважении к таланту Михаила Ульянова, я позволю себе высказать несколько мыслей, не соответствующих давно…

  • (no subject)

    Сергей Станкевич: "Британский эсминец "Дефендер" всё-таки заходил 23.06.2021 без спросу в южную зону Чёрного моря близ мыса Фиолент, куда он мог…

  • "Председатель" 1964

    Лауреат Ленинской премии. Ужасный халтурный фильм. Лишний раз убедился в трешовости Юрия Нагибина (снято по его сценарию). Такое впечатление что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments