Таки не они
"Еще во времена П.В.Киреевского, в сборнике которого эта былина и была издана, А.С.Хомяков высказал предположение, что в истории поединка Ильи с Жидовином отразилось противостояние Руси и Хазарии. В дальнейшем эту трактовку принимали многие, в том числе и профессиональные ученые (среди них, например академик А.Н.Веселовский). Однако из содержания былины это никак не следует. Сомнительно, чтобы во второй четверти XIX века в Архангельской губернии, где была записана эта уникальная былина, могла сохраниться память о столь древних временах. Специально занимавшийся былиной М.Г.Халанский писал, что мнение, идущее от А.С.Хомякова, ничем не мотивировано и "есть, в сущности, не более, как культурно-исторический мираж. Козары никогда не были народом строго еврействующим... Нет никаких данных утверждать, что козары были миссионерами еврейства на Руси. Не было, стало быть, оснований и для древней Руси, нет их и для нас - отождествлять жидов и козар, землю Жидовскую и Козарскую, Жидовина и Козарина".
Мнение ученого конца XIX века получило полное подтверждение в исследованиях Новейшего времени. Преувеличивать роль хазарского ига в истории славян не следует, так же как превращать в иудеев все население Хазарии - акт принятия иудаизма правящей верхушкой каганата не привел к его широкому распространению. Кстати, в былине о хазарии и не говорится; могучий богатырь Жидовин, как и полагается, появляется из "земли из Жидовския" - название явно выведено из имени его представителя, с которым столкнулись богатыри на заставе. Появление в былине врага Жидовина следует скорее связать с книжными церковно-житийными сказаниями. В частности, в Прологе под 24 октября помещено сказание о взятии Негранского града неким царем Омиритской земли Дунасом Жидовином. Захватив Негран, этот Дунас Жидовин истребил 4299 христиан, среди которых был и святой Арефа, память которого отмечается в этот день. Освободил от Жидовина Негран эфиопский царь Елезвой. Под впечатлением от прочитанного какой-то религиозный сказитель и мог вставить имя Жидовина в былину. В общем, "былина о Жидовине" - результат творческого переосмысления народом трудов средневековых книжников уже в московский период русской истории, не ранее XVI века".
Александр Королев "Илья Муромец"
Мнение ученого конца XIX века получило полное подтверждение в исследованиях Новейшего времени. Преувеличивать роль хазарского ига в истории славян не следует, так же как превращать в иудеев все население Хазарии - акт принятия иудаизма правящей верхушкой каганата не привел к его широкому распространению. Кстати, в былине о хазарии и не говорится; могучий богатырь Жидовин, как и полагается, появляется из "земли из Жидовския" - название явно выведено из имени его представителя, с которым столкнулись богатыри на заставе. Появление в былине врага Жидовина следует скорее связать с книжными церковно-житийными сказаниями. В частности, в Прологе под 24 октября помещено сказание о взятии Негранского града неким царем Омиритской земли Дунасом Жидовином. Захватив Негран, этот Дунас Жидовин истребил 4299 христиан, среди которых был и святой Арефа, память которого отмечается в этот день. Освободил от Жидовина Негран эфиопский царь Елезвой. Под впечатлением от прочитанного какой-то религиозный сказитель и мог вставить имя Жидовина в былину. В общем, "былина о Жидовине" - результат творческого переосмысления народом трудов средневековых книжников уже в московский период русской истории, не ранее XVI века".
Александр Королев "Илья Муромец"
Comments