"-Если одновременно проходит шествие ветеранов СС, как героев, и ведутся дискуссии о том их участие в Холокосте имело эпизодический характер, то это уже говорит о многом.
— Но участвуют в них, как правило, маргинальные политические силы, это не политический «мейнстрим». И, возможно, не совсем оправдано называть это государственной политикой.
— Политикой государства является то, что стоит такой памятник. Политикой государства является то, что разрешаются такие шествия и не разрешаются контр-демонстрации".
http://nn.by/?c=ar&i=169789&lang=ru
И еще:
"Именно государство более или менее успешно создает структуры, в частности, созданы государственные институты национальной памяти (Польша, в пародийном виде — Украина). Собственно культура памяти основывается на воспитании человека через осознание прегрешений его предков, через это воспитывается отзывчивость, культура рефлексии. Другой вариант — формирование представлений у человека, что ему все должны как невинно пострадавшему. И поэтому он как невинно пострадавший представитель эстонского, латвийского, украинского народа имеет право в этой стране делать все что угодно, а если не нравится, то «чемодан-вокзал-Россия». Восточноевропейский регион погряз в политике памяти, которая целиком сконцентрирована на идее собственных страданий.
...Акцент делается, прежде всего, на борьбе с коммунизмом, так как с нацизмом уже разобрались. В такой конструкции, разумеется, выходят на первый план те люди, которые боролись с коммунизмом, а то, что они по ходу дела «обидели» евреев и сотрудничали с нацистами — не важно, так как это результат травмы. Это я утрирую, но смысл такой. У нас есть день памяти жертв тоталитарных режимов. Он предполагает, что отмечается память евреев, которые были уничтожены нацистами и одновременно латышских эсесовцев, которые их сожгли, а потом отчаянно боролись с советской властью и стали ее жертвами. У меня есть проблемы с такой структурой памяти".