Голосование британского большинства стало переломным событием, обозначившим крушение культурно-психологических барьеров, гарантировавших незыблемость неолиберального порядка. Теперь невозможно уже отметать критические подходы и альтернативы как нечто заведомо маргинальное и несерьезное. И наоборот, обнаружилось: то, что многие годы подряд объявляли «менйстримом», на самом деле отвергается обществом. Можно, конечно, предположить, что общество и его настроения изменились. Но это не совсем так. Настроения и интересы, которые победили в Англии на референдуме 23 июня, были массовыми на протяжении всего периода евроинтеграции, просто им не давали возможности выражения, их игнорировали, их подавляли, на них не обращали внимания.
Это были «всего навсего» настроения и интересы большинства — рабочих, служащих, мелких лавочников, фермеров. Того самого «плебса», презрение к которому давно уже стало принципом интеллектуалов и политиков, независимо от идеологического окраса. Проголосовав за Brexit, люди показали, что бесконечно манипулировать ими не получается, а игнорировать их не удастся. А заодно поставили на место политический класс и масс-медиа, показав им границы их влияния.
Но у этой медали есть и обратная сторона. Значительная часть населения Европы не только приветствует решение британцев, но и будет стремиться повторить его
Созданный Маастрихтским и Лиссабонским договором Союз давно уже превратился в «тюрьму народов», а Brexit продемонстрировал людям, что есть практический механизм, реальная возможность выхода. Неудивительно, что финансовые рынки в панике. Ведь за англичанами потянутся другие — требование референдума или выхода из ЕС будет повторяться снова и снова, в разных частях континента. По мере того, как будет усугубляться институциональный и социальный кризис, этот процесс будет набирать силу.
Идеология «необратимости» и психология запугивания больше не работают. Массы людей в Европе понимают, что путь к действительному единству и интеграции континента лежит через демонтаж структур Евросоюза, направленных не на собирание народов в единую семью, а на утверждение над ними диктатуры финансовых рынков.Как было написано на одном из плакатов сторонников Brexit — «Другая Европа возможна. Другой Евросоюз — нет».
https://um.plus/2016/06/24/britaniya-ushla-iz-tyur-my-narodov/