«В определенные дни они собирались в его дому, чтобы обсуждать текущие вопросы науки. Это было одно из тех частных обществ, из которых возникла впоследствии Парижская академия наук. … Какою бесконечною грустью должен проникнуться каждый русский, думая о своей стране и своей истории, где возникновение какого-либо высшего учреждения для науки никогда и ничего другого не обозначало, кроме как построения очень большого кирпичного здания и установления новых служебных штатов. Едва ли не самая существенная черта различия между историей Западной Европы и нашей (с начала XVIII века) состоит в том, что там все явления развивались от центра к периферии, зародившееся в духе, и обыкновенно индивидуальном, создавало для себя матерьяльные формы в государстве или церкви; у нас же все явления развивались от периферии к центру: сперва создавались формы, долгое время бессодержательные, в которых потом и после многих усилий иногда удавалось возбудить какую-нибудь жизнь».
«Потом и после многих усилий иногда удавалось» - то же и со Сколково будет, ведь и Академия наук лет полтораста раскачивалась?
Но я о другом. Хорошо кто-то сказал про то, что все двигалось «из духа», без понукания только в некоторых странах Запада. Конкурентное преимущество (как социальные таланты китайцев, или наша духовность), которое они по полной использовали.
По некоторым признакам это качество людей Запада иссякает, а остальные умеют это только имитировать, с трудом воспроизводить, и когда пройдет много-много лет - не будут ли мир вспоминать о людях Запада как о магах, друидах НТР, «они индивидуально могли извлекать из себя то, что ныне доступно лишь огромным структурам»